|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предлагаемый вниманию слушателей метод не является автоматизированным решением экспертной задачи и служит средством иллюстративного представления этапов исследования и выводов. Концепция применения метода направлена на соблюдение основополагающих принципов судебной экспертизы: всесторонность и тщательность исследования, детальную проработку всех возможных вариантов развития ситуации. Идея возникновения визуализированного представления этапов экспертного исследования (в данном случае транспортной трасологии) возникла в связи с перегруженностью описательными образами заключения эксперта, данного в традиционной письменной форме. При чтении стандартного заключения транспортно-трасологической экспертизы (ТТЭ), составленного на 10-20 машинописных листах, по мере приближения к выводам сторонний читатель все меньше и меньше представляет себе картину произошедшего. Чаще всего, все внимание читающего обращено к содержанию выводов, и мало кто занимается сопоставлением изложенного в исследовательской части с содержанием выводов. Однако не стоит закрывать на это глаза, мол, данным недостатком подвержены практически все виды технических экспертиз. Всегда нужно помнить, что недостаточная ясность и полнота заключения эксперта может послужить основанием для назначения повторной экспертизы (ст. 20 ФЗ-73). Нами предлагается называть видео-приложение к заключению эксперта уже известным и используемым термином: аудио-визуальный документ. Содержание данного документа соответствует содержанию заключения эксперта, данного в традиционной письменной форме с соблюдением методики ТТЭ. По сути, данный вид экспертиз относится к ситуалогическим исследованиям, предметом которых являются события ДТП, изложенные в динамике. Причем рассматривается как событийное составляющее - установление механизма ДТП, так и обстоятельственное - положение автомобилей в момент столкновения. Ситуалогическое исследование является комплексным и объединяет результаты других исследований: диагностических (установление характера и направления образования следов), классификационных (определение вида столкновения по характеру следов), идентификационных (определение следообразующих и следовоспринимающих объектов). Основные преимущества применения предлагаемого способа (метода) изложения экспертного исследования можно разделить на несколько составляющих:
Применение представленного нами метода реконструкции ДТП призвано для стирания грани между специальными познаниями эксперта и лицами, к которым данная экспертиза была обращена. Оценку заключению эксперта, проверку относимости, допустимости и достоверности дают люди, не являющиеся специалистами в этой области знаний. Однако в случае сомнения в правильности или обоснованности данного заключения они (суд, следствие и др.) могут назначить повторную экспертизу. Каковы же критерии истинности заключения эксперта для оценивающих сторон? Для суда и следствия обоснованность заключения эксперта - это его аргументированность, убедительность. Необоснованным заключение может быть признано, если вызывает сомнение примененная экспертом методика, недостаточен объем проведенных исследований, выводы эксперта не вытекают из результатов исследования или противоречат им. В качестве доказательства может быть использовано только научно обоснованное и убедительное заключение. Поэтому даже при отсутствии по делу каких-либо данных, вызывающих сомнение в правильности заключения эксперта, необоснованность выводов, их неподтвержденность данными проведенных исследований может служить достаточным основанием назначения повторной экспертизы. Правильность экспертного заключения означает соответствие выводов эксперта объективной действительности. Резюмируя все сказанное, хотелось бы подчеркнуть, что использование видеоприложения к заключению эксперта не несет в себе функцию навязывания точки зрения эксперта, используя зрительные образы как более эффективное средство подачи нового материала для лиц, несведущих в данной области знаний. Такое представление исследования должно донести до других людей те источники и основания, на которых базируется внутреннее убеждение эксперта, состояние твердой уверенности в истинности полученных результатов и правильности их оценки, достаточной для формулирования выводов. Главная >>> Автотехническая экспертиза >>> Трехмерное графическое масштабное моделирование ДТП |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|